Пистолеты Люгера в США и в Германии

92

Пистолет Р08 «Морская модель» образца 1914 г. Музей армии, Стокгольм

Это был люгер калибра 0,45 с удлиненной рукоятью…
…Вот это было настоящее гангстерское оружие.
Дальность прицельного боя – двести метров,
приспособление для установки оптического прицела,
рамка для приставного приклада, рычажок перевода
на автоматическую стрельбу и прочие удобства…
– Понимаю, – сказал я. – Уж это-то я понимаю очень хорошо.
И именно поэтому я буду спать здесь на жестких стульях,
упираясь головой в ваш проклятый сейф,
и расстреляю серебряными пулями любую сволочь,
которая попытается отобрать у меня чемодан.
Если увидите Мозеса, передайте все это ему слово в слово.
Выражений можете не смягчать.
И скажите ему, что на стрелковых соревнованиях
я брал призы именно с люгером калибра 0,45.
Идите и оставьте меня в покое.
Отель «У погибшего альпиниста» А. и Б. Стругацкие


История огнестрельного оружия. А было так, что Совет по боеприпасам и фортификации США испытал пистолет Борхардта в октябре 1897 года, нашел его «весьма удовлетворительным» и рекомендовал испытания продолжить. Однако средств на закупку пистолетов не было, поэтому ничего предпринято не было вплоть до марта 1901 года, когда на испытания поступили два 7,65-мм люгера образца 1900 года, полученные через агента DWM в США Ганса Таушера.



США


Испытания начались с разборки и сборки (обе операции Таушер производил со впечатляющей скоростью и даже изяществом), после чего начались стрельбы на точность, в которых «Люгер» показал себя предсказуемо хорошо, даже когда из него стрелял совершенно незнакомый с ним человек.


Этот же пистолет с полным набором сопутствующих аксессуаров, включая и магазин-улитку! Фото Alain Daubresse, website www.littlegun.be

Затем последовали испытания на надежность, в ходе которых было произведено 1 734 выстрела. Пистолет дал всего 33 осечки, в основном в самом начале, так как тестировавшийся люгер не смазывался и не чистился с момента прибытия в США.

Испытание на сопротивление коррозии вызвало проблемы: 24 часа в паровой камере оставили на внешней поверхности пистолета толстый слой ржавчины, а механизм оказался не в состоянии выбросить десять патронов. Однако после нанесения смазки из него было без проблем произведено 78 выстрелов.

Заключительный этап испытаний патронами с заведомо меньшими зарядами также прошел успешно и показал отсутствие чувствительности пистолета Люгера к качеству боеприпасов.

В итоге Совет рекомендовал приобрести 1 000 7,65-мм пистолетов и 200 000 патронов к ним для крупномасштабных войсковых испытаний и выделить на эти цели 15 000 долларов. Кобуры должен был произвести Рок-Айлендский арсенал.

В феврале-марте 1902 года пистолеты были получены и разосланы различным организациям: десять получили Военная академия США и Вест-Пойнт; Пресидио, Сан-Франциско (15 пистолетов); Форт Гамильтон, Бруклин (10 пистолетов); Форт Райли, Канзас (40 пистолетов); плюс по пять пистолетов на каждого из 105 кавалеристов, то есть всего американская кавалерия получила 525 пистолетов, но некоторые источники отмечают, что получено было 625.


Магазин «улитка» с рычагом для пружины и нанесенными на крышке цифрами количества патронов. Фото Alain Daubresse, website www.littlegun.be

«Люгер» понравился, да, однако большинство подразделений американской армии предпочли сохранить револьверы более крупного калибра.

В итоге все пистолеты в 1905 году были отозваны в Спрингфильдский арсенал, а в 1906 – проданы на аукционе торговцу оружием Фрэнсису Баннерману, который начал распродавать их в розницу.

Затем в США были поставлены пистолеты калибра 9-мм. Но боевые действия на Филиппинах показали, что и этот калибр не всегда может остановить человека. В итоге в 1904 году были проведены тесты Томпсона – Лагарда для определения оптимального калибра пистолета.


Страница из германского наставления по Р08 с изображением устройства магазина «улитки». Фото Alain Daubresse, website www.littlegun.be

На скотном дворе в Чикаго из самых различных пистолетов стреляли по крупному рогатому скоту и лошадям. Стреляли и по подвешенным человеческим трупам и тщательно изучали последствия попаданий.

В результате был сделан вывод, что калибр пистолета должен быть как минимум .45 дюйма.

В марте 1907 года был объявлен новый конкурс. Было представлено 13 моделей, из которых в итоге осталось всего три: «Саваж», «Кольт» и «Люгер», при этом небольшое количество пистолетов Люгера для участия в этом конкурсе было выпущено как раз под новый американский патрон .45 АСР. Известно, что их под патрон .45 калибра было выпущено 5 штук. Интересно, что один экземпляр такого пистолета в кризисный 2010 году ушел с аукциона за 522 000 долларов. А за всю историю производства пистолетов Люгера, под патрон .45 АСР было собрано два (по некоторым данным три) пистолета.

Все американские Люгеры несли герб США на верхней стороне патронника.


Очень редкая модель М1902 с изображением герба США на патроннике. Фото компании Gunsinternational.com

Хотя попытка продать люгеры американским военным закончилась неудачей, на гражданском рынке эти же пистолеты продавались довольно успешно.

Среди основных американских импортеров и дистрибьюторов этих пистолетов были компании «Аберкромби Фитч» и «Стогер», причем последняя даже зарегистрировала на свое имя торговую марку «Luger». Он очень быстро стал популярным (уступая лишь пистолетам фирмы «Кольт») коммерческим продуктом на американском гражданском рынке, так что вплоть до середины и конца 1930-х годов его продавали и импортировали в США в огромных количествах.

Германия



Р08 выпуска 1943 года производства фирмы «Кригхофф ваффенфабрик» (H. Krieghoff waffenfabrik) – Зуль, Германия. Королевский арсенал, Лидс

Что касается Германии, то первым, кто в этой стране принял пистолет Люгера на вооружение, был военно-морской флот, имевший меньше финансовых ограничений на приобретение нового оружия.

Дело в том, что обычно на германском линкоре было около 250 винтовок и 100 пистолетов, а на легком крейсере – 70 винтовок и 50 пистолетов. Даже подводные лодки и те имели до 24 пистолетов, находившихся на вооружении матросов призовой партии и офицеров.

Армия не спешила брать на вооружение пистолет «Люгер», но затем изменила свое решение. Пистолет P04 пошел во флот, а P08 – в армию. Приказ о принятии пистолета Люгера на вооружение был подписан кайзером Вильгельмом II 22 августа 1908 года.

Первоначальный заказ был на 50 000 пистолетов от DWM, с последующим развертыванием производства на правительственном заводе в Эрфурте для завершения всех поставок мирного времени, которые оценивались примерно в 170 000 пистолетов!

Отметим, что, приняв люгер на вооружение, Германия столкнулась с целым рядом весьма специфических трудностей.

Как и многие другие образцы оружия начала XX века, этот пистолет не отличался технологичностью изготовления.

Так, на изготовление всего лишь одного люгера фирме «Маузер-Верке» A. G. приходилось затрачивать 12,5 человеко-часа. При достаточно небольшой массе самого пистолета 0,87 кг для того, чтобы его сделать, нужно было переработать 6,1 кг металла, а также произвести 778 отдельных операций, 642 операции на станочном оборудовании и 136 – выполненных вручную.

По сути, изготовление люгера представляло собой производство… металлической стружки и опилок, то есть перевод ценного сырья и материалов в отходы.

Пистолеты Люгера в США и в Германии

Финский парабеллум. Фото Lugerman

В 1939 году себестоимость пистолета «Люгер» фирмы «Маузер» равнялась 11,5 рейхсмарки, и магазина – 3,15 рейхсмарки, а себестоимость с двумя магазинами – 17,8 рейхсмарки.

Причем вермахту фирма продавала его значительно дороже – за 32 рейхсмарки, тогда как винтовка 98k стоила всего лишь 70 рейхсмарок, a пулемёт MG-34 (сам по себе весьма дорогостоящий и вследствие этого заменённый на более технологичный и дешевый MG-42) обходился вермахту в 300 рейхсмарок.


Финский парабеллум. Вид на ствольную коробку. Фото Lugerman

Интересно, что флотская модель и армейская различались изначально.

Так, флотская модель отличалась наличием двухпозиционного прицела и 150-миллиметрового ствола, однако на нем не было предохранителя в рукоятке. В 1914 году эту модель оснастили стволом длиной 200 мм, обозначив ее как Модель 1914 или Модель 08/14.

Специальная кобура, позволяла использовать ее как приставной приклад. Также к ней был выпущен и производился специально разработанный барабанный магазин «улитка» емкостью 32 патрона. Однако позднее от таких магазинов отказались из-за их слишком большого размера и веса, а также склонности к задержкам при стрельбе.

Эксплуатировались пистолеты с такими магазинами и в армии. Ими вооружались штурмовые подразделения, которые активно применялись в самом конце войны.


Шведские добровольцы финской армии с парабеллумами, причем тот, что слева, вооружен пистолетом-пулеметом ППД-34

Основным производителем люгеров для Германии являлась фирма DWM.

Однако ряд других компаний также привлекался к их производству для покрытия нужд, возникших в военное время. Вот краткий список этих предприятий, названия которых обычно штамповались на плоской верхней поверхности запирающих рычагов:

– DWM (Deutsche Waffen und Munitionfabrik) – Карлсруэ, Германия,
– Erfert Arsenal – Ерферт, Германия,
– Spandau – Шпандау, Германия,
– Simpson & Со – Зуль, Германия,
– Mauser – Оберндорф, Германия,
– Krieghoff (H. Krieghoff waffenfabrik) – Зуль, Германия.

Кроме того, несколько иностранных компаний имели лицензии на производство люгеров:

– Vickers (Vickers – Armstrong Limited) – Великобритания,
– Waffenfabrik Bern – Швейцария.

После первой мировой войны люгеры остались на вооружении германской армии и в этой роли продолжали выпускаться до 1942 года, когда их в производстве сменили пистолеты Р.38 фирмы Вальтер.

После поражения в Первой мировой войне по условиям Версальского мира для Германии был установлен ряд ограничений в военной сфере. В частности, пистолеты могли иметь длину ствола более 100 мм и калибр не более 8 мм.


В начале ХХ века на базе пистолета Люгера было выпущено несколько карабинов, причем один Люгер даже подарил Х. Максиму! Фото компании Simpson Ltd.


Именно на такой пистолет как раз и можно было поставить оптический прицел!

Так что в прежнем виде выпускать люгеры стало нельзя.

Но уже в 1920 году оружейная компания «Зимсон» в городе Зуль начала производство пистолетов Люгера для нужд полиции и офицеров рейхсвера небольшими партиями.

В 1925 году к их изготовлению подключилась и фирма «Хенрих Кригхоф». Тогда же специалисты фирмы «Маузер» смогли возобновить изготовление люгеров в Швейцарии и была организована их сборка в Финляндии.

«Люгер» или «Парабеллум» даже в этих трудных условиях своих позиций не сдавал, что лучше всего говорит о его качестве…

Продолжение следует…
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 ноября 2021 18:08
    Шведские добровольцы финской армии с парабеллумами, причем тот, что слева, вооружен пистолетом-пулеметом ППД-34
    ППД-34 увидел.Finnish Lieutenant Esa Seeste (right) and voluntary American-Finnish Second Lieutenant with PPD-34 (Pistolet-pulemjot Degtjarjova) in Koivisto 30.9.1941. Где там парабеллумы не увидел.В кобурах?"Тщательнее надо, ребята"Михаил Жванецкий.Спасибо за статью!
    1. +16
      2 ноября 2021 18:12
      У правого так за поясом! Видно хорошо!
      1. +14
        2 ноября 2021 18:27
        Об интересном оружии и рассказывать можно долго и интересно...
        Спасибо Вячеслав Олегович! Ждём продолжения.
        1. +10
          2 ноября 2021 19:51
          Цитата: Вождь краснокожих
          Ждём продолжения.

          И оно будет и очень интересное. Впрочем, сами увидите.
      2. +16
        2 ноября 2021 18:38
        У правого так за поясом! Видно хорошо!
        А!Да!Пардоньте просим,совсем зрение ни к черту - только с лупой экранной разглядел!"О,горе мне,боярин!"ППД" все внимание на себя сфокусировали своей красотой и объемом...
        1. +3
          3 ноября 2021 01:09
          А!Да!Пардоньте просим,совсем зрение ни к черту - только с лупой экранной разглядел!"
          Можно и ПСО-1 применить , вместо лупы! wink
      3. +2
        3 ноября 2021 06:13
        у левого тоже, но видно плохо.
    2. +9
      2 ноября 2021 18:17
      У правого за поясом, а у левого явно не "парабеллум".
      1. +6
        2 ноября 2021 19:11
        А не это случаем
        1. +6
          2 ноября 2021 19:22
          Нет, что то более длинное....
          И рукоять другая.
        2. +7
          2 ноября 2021 19:32
          ИМХО, но не уверен:
          "Браунинг, модель 1907
          Этот шведский вариант пистолета «Браунинг» модели 1903 г. компания «Хускварна Вапенфабрикс АБ» производила по лицензии. Затвор свободный, ствол довольно длинный, что способствовало точности стрельбы. Защелка предохранителя располагалась на левой стороне корпуса над рукояткой. Модель 1907 г. производилась в больших количествах и состояла на вооружении различных родов войск шведских вооруженных сил." Похож, и автоматический предохранитель вроде виден. И винт крепления щечек.
          https://sitekid.ru/izobreteniya_i_tehnika/ognestrelnoe_oruzhie/pistolety_i_revolvery_shvecii.html
        3. +2
          2 ноября 2021 19:32
          Да как бы не " Colt 1911"...?
          1. +5
            2 ноября 2021 19:38
            Нет, рукоять другая, винты крепления щечек другие. Шведский Браунинг 1907 (1903), ИМХО. Фото немного увеличил, очень похож.
            hi
          2. +6
            2 ноября 2021 19:44
            ИМХО, Шведский Браунинг 1907 (1903). Не просто похож. laughing
            Крепление "шнура" к левой стороне низа рукояти характерное.
            1. +9
              2 ноября 2021 20:20
              Позволю себе поспорить с Вами - это не есть характерный признак оружия тех или иных фирм европейских...То же самое можно сказать об иных многих прочих ...
              1. +4
                2 ноября 2021 20:42
                ИМХО, тут совокупность характерных признаков Браунинга 1903 (шведского 1907): размер, видимая форма рукояти, видимая форма рамки в дульной части, видимый (вероятно) винт крепления щечки и автоматический предохранитель, характерный способ крепления рев. шнура. Плюс дополнительные моменты: экипировке шведского добровольца того времени и в том месте не противоречит и я бы добавил "соответствует" шведский пистолет.
                Хотя это может быть и самодельный однозарядный "поджигной" самопал на базе сломанного пистолета, мы же экспертизу не провели?
                Но с точки зрения "вне разумных сомнений" это Браунинг 1903 (шведский 1907 или иная его копия).
                Впрочем, вопрос любопытный, я готов рассмотреть и ваши варианты. Что это, по вашему мнению?
                1. Комментарий был удален.
                2. +5
                  2 ноября 2021 21:07
                  IMHO (англ. In My Humble Opinion — «по моему скромному мнению»)
                  1. +5
                    2 ноября 2021 21:13
                    Хм, ну это точно не вариант - даже отношение длины рукояти к кожуху-затвору иное.
                    Если это фото сохранить и приблизить, то можно увидеть частично закрытый (магазином автомата) характерный винт на рукояти и автоматический предохранитель.
                    1. +7
                      2 ноября 2021 21:22
                      Винт на рукояти да,повергает меня в смущение...Но где же характерное утолщение ,как на снимке?У Браунинга 1903 (шведского 1907) этого при всем желании не наблюдается...
                      1. +5
                        2 ноября 2021 21:23
                        Утолщение где?
                      2. +8
                        2 ноября 2021 21:29
                        Но где же характерное утолщение ,как на снимке
                        Нет его!А на снимке автора есть!Как у Маузера!
                      3. +6
                        3 ноября 2021 01:32
                        Нет его!А на снимке автора есть!Как у Маузера!
                        good good good О! 9 mm pistol m/07 со старым логотипом Husqvarna!
                        Но там (на снимке) таки нет никакого утолщения , там просто тень (за передней частью пистоля), в изгибе обмундирования, дает такое ошибочное представление (при невнимательном рассмотрении) !
                      4. +6
                        3 ноября 2021 02:00
                        При всём уважении, на том снимке явно , без вариантов , Browning M1903, состоявший на вооружении у шведов под наименованием 9 mm pistol m/07 !
                      5. +11
                        3 ноября 2021 07:02
                        Да,Вы и Кот Морской правы - спасибо!Признаю свою вину,меру,степень,глубину!В споре рождается истина!
                3. +4
                  2 ноября 2021 22:23
                  Да правильно Вы всё подметили. smile
                  1. +4
                    3 ноября 2021 00:45
                    Спасибо!
                    Вариантов не очень много было, и положение винта на щечке характерное.
          3. +9
            2 ноября 2021 22:21
            Привет, Антон! smile
            Это FN Browning M 1903 ( Browning Long 07).

            Так что Wildcat (Уайлдкет) "ИМХО, тут совокупность характерных признаков Браунинга 1903 (шведского 1907)", в общем-то, прав.
            Я увеличил и отконтрастил -- всё хорошо видно.

            Да и на размеры посмотри, куда там Маузеру, который выложил Кроу. smile
            Кстати, помнишь, у Богомолова, в "Моменте истины" немецкие агенты были воооружены именно этими Browning Long 07 из-за их сходства с ТТ.
            1. +5
              2 ноября 2021 22:29
              Спасибо, дядя Костя! Тебе и всем знатокам огнестрела! Ты же знаешь, что я любитель "холодняка", и то не "железа", а людей, которые им пользовались.
              1. +4
                2 ноября 2021 23:44
                Смеха ради загляни на статью "В США озвучили данные об объекте, с которым в Южно-Китайском море столкнулась атомная подлодка USS Connecticut", я там по поводу Северокорейских наградных пистолетов.
            2. +4
              3 ноября 2021 00:54
              "Умело держась метрах в двух за помощником коменданта, амбал молниеносно нагнулся к бритоголовому, и тут же в левой руке у него я увидел уже не финку, а обнаженный ствол и сразу сообразил, что он левша, и разглядел, что пистолет был не "ТТ", а "Браунинг Лонг 07" калибром девять миллиметров, именно та машина, которая у немецких агентов обычно заряжена разрывными пулями с ядом, вызывающим немедленную смерть."
              1. +2
                3 ноября 2021 16:34
                Мне, кстати, фильм совершенно не понравился. Режиссёр оказался никакой, оператор вообще полная бездарь, просто снимал то что видел. Хотя многие актёры своей игрой и пытались вытянуть картину, как, например, Александр Балуев, который своими глазами сказал больше, чем смог показать режиссёр.

                Да и сам Богомолов запретил упоминать свою фамилию в титрах фильма, это тоже говорит о многом.
                1. +1
                  3 ноября 2021 17:03
                  Богомолов сильно возмущался фильмом, сцена допроса водителя ему не нравилась и много чего еще.
                  Да и сам фильм по сравнению с книгой немного порезан.
                  Но, ИМХО, это "8 из 10" и лучше так, чем никак.
                  1. 0
                    3 ноября 2021 17:19
                    Да, сцена допроса водителя настоящая дешёвка из дешёвых же сериалов. А беготня с пистолетом в руке по лесу, какая бы кисть крепкая ни была, а ТТ, он под килограмм весит, о какой меткости может идти речь. Да много там всякой бурды, лучше бы не брались совсем.
                    Жаль, что у Жалакявичуса зарубили его вариант, режиссёр он талантливый, один фильм "Никто не хотел умирать" чего стоит!
                    1. +1
                      3 ноября 2021 18:24
                      Помню фильм :"Никто не хотел умирать". И на мой взгляд правдоподобно все. В сцене боя
                      1. 0
                        3 ноября 2021 18:25
                        . В сцене боя

                        Да и в остальном тоже.
                      2. +1
                        4 ноября 2021 09:03
                        Да фильм был хороший
    3. +5
      2 ноября 2021 18:21
      У того, что справа.
    4. +5
      2 ноября 2021 18:23
      У того, что слева (с ППД), точно не Люгер, другой пистолет.
      Пистолеты за поясами, без кобур, в районе пряжек пояса, с прикреплёнными рев. шнурами за шею.
      1. +13
        2 ноября 2021 18:30
        Отдельно стоит рассмотреть и вопрос с названием пистолета.Все это можно кратко суммировать как: Не всякий "Парабеллум" - "Люгер", но и не всякий "Люгер" - "Парабеллум"! Полное название пистолета обычно пишется как "P08, Parabellum, Borchardt-Luger".
    5. +3
      2 ноября 2021 19:38
      А это точно Дегтярёв, а не "Рейнметалл"? Магазин слишком широкий, похоже под 9мм "Люгер"?
      И у второго "волонтёра" из страны жовто-блакитного флага (Швеция, не подумайте чего) в руках,похоже, тот же ПП, только с дисковым магазином.
  2. +4
    2 ноября 2021 18:11
    Спасибо за интересную статью про такое интересное оружие как пистолет Люгера. Хотелось бы продолжение про "Парабеллум" в Российский Империи и СССР good
    1. +8
      2 ноября 2021 18:31
      Цитата: Сайгавед
      Хотелось бы продолжение про "Парабеллум" в Российский Империи и СССР

      На 100% обещать не могу, но посмотрю, что можно сделать...
    2. +5
      2 ноября 2021 18:43
      Цитата: Сайгавед
      про "Парабеллум" в Российский Империи и СССР

      Ну,в РИ "Парабеллумы" были заказаны в 1906 г....; а в СССР-в 20-х годах...вроде бы !
      1. +3
        2 ноября 2021 19:40
        Цитата: Nikolaevich I
        Ну,в РИ "Парабеллумы" были заказаны в 1906 г....;

        Русский Люгер мод.1900 (7.65) с длиной ствола 120мм появились в РИ в 1902-ом году.
        1. +5
          2 ноября 2021 20:10
          Цитата: Пепел Клааса
          Русский Люгер мод.1900 (7.65) с длиной ствола 120мм появились в РИ в 1902-ом году

          Да... в 1902 г. Георг Люгер предлагал свой пистолет Русскому правительству, но проведенные в то время в России испытания были сочтены неудачными ! Люгер был отвергнут!
          В конце 1905 г. представитель России полковник Сахаров посетил фирму DWM и представил требования правительства к новому пистолету, который планировалось принять на вооружение офицеров армии и флота. До этого Сахаров ознакомился с пистолетами Маузера, Браунинга и Зауера, но остался недовольным. Из привезенных в следующем году в Россию образцов военным больше всего понравился пистолет 'нового образца' калибра 9-мм с длиной ствола 100-мм. Надежды DWM на реализацию в России 'Морской модели' не оправдались. 'Новый образец' был рекомендован Русским офицерам для приобретения за их собственный счет. Всего было заказано 1000 пистолетов, которые понемногу покупались, но вплоть до 1914 г. полностью выкуплены не были. Таким образом, Россия стала первой зарубежной страной, официально принявшей 9-мм модель на вооружение офицерского корпуса. Но стоимость 9-мм пистолета была довольно значительной, а главное - дорогими были привозные патроны к нему, и некоторые офицеры покупали вместо него коммерческую модель калибра 7,65-мм, а после 1910 г. большей популярностью начал пользоваться пистолет Браунинга.'

          В России в 1906 - 1907 гг. испытывались модифицированные для ведения огня в автоматическом режиме 9 мм Парабеллумы модели 1906 года, поставленные в соответствии с русским заказом или приобретенные офицерами в частном порядке. По результатам испытаний, показавших крайне низкую кучность стрельбы, автоматические пистолеты были признаны негодными для боевого применения и дальнейшие работы были прекращены.
      2. +6
        2 ноября 2021 19:53
        Цитата: Nikolaevich I
        Ну,в РИ "Парабеллумы" были заказаны в 1906 г....; а в СССР-в 20-х годах...вроде бы !

        Будет, нее спешите... Сейчас как раз об этом читаю массу всего, аж в глазах рябит.
  3. +12
    2 ноября 2021 18:35
    Именно на такой пистолет как раз и можно было поставить оптический прицел!
    Тут нельзя не упомянуть о занятном литературном казусе, связанном с "Люгером" :
    «Это был люгер калибра 0.45 с удлиненной рукояткой. Он лежал в лужице воды, и комочки нерастаявшего снега ещё облепляли его; и пока я смотрел, разинув рот, один комочек сорвался с курка и упал на поверхность стола. Тогда я оглядел холл. В холле было пусто, только Лель стоял рядом со столиком и, наклонив голову набок, серьёзно-вопросительно смотрел на меня. Из кухни доносились обычные кухонные звуки, слышался негромкий басок хозяина и тянуло запахом кофе.

    – Это ты принес? – спросил я Леля шепотом.

    Он наклонил голову на другой бок и всё продолжал смотреть на меня.

    Лапы у него были в снегу, с лохматого брюха капало. Я осторожно взял пистолет. Вот это было настоящее гангстерское оружие. Дальность прицельного боя – двести метров, приспособление для установки оптического прицела, рычажок перевода на автоматическую стрельбу и прочие удобства…»

    «Он повесил маузер, потом люгер с оптическим прицелом (из этого люгера Копчик застрелил насмерть двух милиционеров в последний день Поворота) и возился с браунингом модели девятьсот шестого года – маленьким, почти квадратным, – когда знакомый голос за спиной произнёс:

    – Правее, Андрей, чуть правее. И на сантиметр ниже».
    Первая цитата взята из повести "Отель "У погибшего альпиниста", а вторая из романа "Град обреченный" братьев Аркадия и Бориса Стругацких.Споры вокруг этих пистолетов начались ещё до выхода первой книги. Аркадий Стругацкий дал почитать рукопись автору политических детективов Теодору Гладкову, считавшемуся среди писателей знатоком оружия. Гладков, разумеется, тут же принялся доказывать, что "Люгеров" с оптическим прицелом в природе не бывает. Далее легенда расходится – по одним данным, Аркадий пообещал заменить упомянутый пистолет, по другим – заявил: "Это мой "Люгер", что хочу, то и делаю". Судя по появлению оптики во втором произведении, ближе к истине вторая версия.
    1. +4
      2 ноября 2021 19:49
      Судя по длине ствола, это оружие снайпера.
      Так что, оптический прицел вполне уместен. Только ствол несколько тонкий. Хотя, ради скорости пули... С другой стороны, колебания тонкостенного металла, узлы...
      1. +11
        2 ноября 2021 20:25
        Судя по всему,это не оружие снайпера.Снайпер,смею полагать,для работы своей грешной воспользуется более приемлемым для своей работы оружием,уж никак не полупистолетом-полуружьем...
        1. +7
          2 ноября 2021 20:50
          Думаю, замануха для путешественника - охотника. В смысле, гулял по прерии, увидал вдалеке оленя, сложил "Люгер" в кучу и подстрелил себе ужин)))
        2. +4
          2 ноября 2021 21:40
          Снайпер в те времена воспользовался бы мосинкой wassat )))
      2. +4
        2 ноября 2021 21:43
        Добрый вечер, Люда. love
        Это охотничье оружие. smile
        1. +6
          2 ноября 2021 22:31
          Добрый вечер, Костя! )))
          Приветствую всех присутствующих ! )))
          Случайно забрела, смертельно устав от домашней работы, и вот -- слово за слово...
          Честно, не люблю охоту. Нет, я, конечно, понимаю, атавизм обычаев, тяга и всё такое. Но убийство свободного животного, обитателя леса для меня равносильно нападению вооружённого бандита на мирного человека, затемно возвращающегося с работы домой.
          Лучше скажите, как у Вас обстоят дела с туманом?
          У меня -- по Стивену Кингу laughing )))
          1. +5
            2 ноября 2021 23:32
            , как у Вас обстоят дела с туманом?


            Так ведь уже полгода как бросил пить, так что туман только по утрам на нашем пруду. smile
            Что до охоты, то я не фанат, хоть и люблю пострелять. Но прихлопнуть волка, который режет беременную оленуху, считаю делом вполне благородным. Да и вообще, не всё так просто с этим вопросом. smile
            1. +5
              2 ноября 2021 23:44
              Да и вообще, не всё так просто с этим вопросом.

              А с каким вопросом просто? )))
              За какой ни возьмись, выползает сложность решения. Для всего как-то вдруг и сразу находится неодолимое препятствие.
              Почему я о тумане?
              Пал вчера вечером, а утром выглядел как будто всё мукой обсыпано. И в воздухе завис. И тишина. И стало как-то страшно. А до этого вчера днём -- светящиеся следы от реверса в небе, плотные, яркие...

              Туман, туман, седая пелена.
              Далеко, далеко за туманами война.
              И гремят бои без нас, но за нами нет вины.
              Мы к земле прикованы туманом,
              Воздушные рабочие войны

              Туман, туман, на прошлом, на былом.
              Далеко, далеко за туманами наш дом.
              А в землянке фронтовой нам про детство снятся сны.
              Видно, все мы рано повзрослели,
              Воздушные рабочие войны.
              1. +6
                2 ноября 2021 23:50
                "Хроника пикирующего" -- мой старший брат, сам отлетавший полвойны на "Пешке" считал этот фильм лучшим фильмом о лётчиках времён войны. С ним я тут полностью согласен.
                1. +4
                  3 ноября 2021 00:15
                  "Хроника пикирующего"

                  "Хроника пикирующего бомбардировщика"...
                  Как ни парадоксально, это фильм о тех временах, которые были лучше нынешнего. Хотя тогда не жила. Не было меня тогда.
                  Сейчас такие времена наступили в сравнении с теми, что на свой организм смотрю, как на пришедшую в негодность одежду -- и выбросить жалко, и носить стыдно. А для тех ребят всё было не так, не думали они о таком, они свои организмы расходовали без оглядки, и в этом было счастье.
                  Ох, уже полночь... love hi )))
                  1. +4
                    3 ноября 2021 00:18
                    Спокойной ночи, дорогой друг. love smile

                2. +4
                  3 ноября 2021 07:38
                  Согласен : фильм хороший.
                  Я считаю, что лучшие фильмы о войне снимали: участники или видевшие войну
              2. +1
                8 ноября 2021 20:58
                Цитата: депрессант
                Почему я о тумане?
                Пал вчера вечером, а утром выглядел как будто всё мукой обсыпано. И в воздухе завис. И тишина. И стало как-то страшно. А до этого вчера днём -- светящиеся следы от реверса в небе, плотные, яркие...

                belay Химтрейлы?! recourse request no
                1. 0
                  8 ноября 2021 21:39
                  Химтрейлы

                  Дорогой коллега, я уже перестала удивляться чему-либо. Дошло до того, что поинтересовалась картой, затопит или не затопит Подмосковье. Одни авторы пишут, мол, затопит, да ещё как! Другие показывают карту, согласно которой не затопит.
                  Вот и верь учёным после этого wassat )))
                  1. +1
                    8 ноября 2021 21:43
                    Цитата: депрессант
                    Дошло до того, что поинтересовалась картой, затопит или не затопит Подмосковье. Одни авторы пишут, мол, затопит, да ещё как! Другие показывают карту, согласно которой не затопит.

                    Переезжайте в Сибирь,куда-нибудь в Минусинск, потому как все - от Ванги до Эдгара Кейси, стопроцентно обещали, что всё накроется медным тазом, окромя Сибири laughing
      3. +2
        3 ноября 2021 09:35
        Цитата: депрессант
        Судя по длине ствола, это оружие снайпера.

        Судя по боковому креплению, которое мешает большому пальцу - это оружие понтореза
    2. +5
      2 ноября 2021 20:02
      Цитата: Кроу
      Судя по появлению оптики во втором произведении, ближе к истине вторая версия.

      А еще можно подумать, что ОСНАЗовец Аркадий Стругацкий. которого носило от блокадного Ленинграда до Дальнего Востока - мог какого только оружия не побачить...
  4. +7
    2 ноября 2021 18:43
    Всю жизнь башку ломал, как на Люгере мог быть оптический прицел... М-да. Теперь оставшуюся часть буду думать - как он снимался laughing
    1. +13
      2 ноября 2021 18:55
      На системе с подвижным стволом и выдвигающимися вверх рычагами закрепить оптику возможно только на рамке. К тому же, траектория патрона 9×19, а уж тем более .45ACP, на дистанции дальше 100 метров даже у моделей P08 с удлинённым стволом будет, мягко говоря, далека от прямолинейности. Оружие придется пристреливать на какую-то конкретную дистанцию и потом надеяться, что стрелок, во-первых, сумеет правильно определить расстояние до цели, а во-вторых, что поля зрения оптики хватит для поправки. Не удивительно, что оптические прицелы не прижились даже на куда более мощных пистолетах-пулемётах. Так что, фантастика остаётся фантастикой.
    2. +6
      2 ноября 2021 19:41
      Вот-вот, если не знаете, как снять стресс, ни в коем случае не надевайте его.
  5. +10
    2 ноября 2021 18:56
    Финский парабеллум.

    Не знаю, мож уже выкладывали финский люгер с ПБС...Прошу прощения тогда, если повторяю чьё-то.


    1. +12
      2 ноября 2021 18:58
      финский люгер
      С Вашего позволения
      1. +13
        2 ноября 2021 19:29
        Цитата: Кроу
        С Вашего позволения

        и с Вашего:
        "сербский"

        "французский"

        "персидский"

        Кстати, персы эту модель называли согласно исламскому летоисчислению - Модель 1314 года (год подписания контракта с Маузер)
        Ну, и "сиамский" :

        и "турецкий":
        1. +5
          2 ноября 2021 19:56
          Ай, да, молодец - столько раскопал!
        2. +9
          2 ноября 2021 20:12
          и с Вашего:
          "сербский""французский""персидский""сиамский" и "турецкий"
          "Сдавайтесь,мистер Джонс Кроу - ваша карта бита"Сдаюсь и благодарю за интересное дополнение!
        3. +3
          2 ноября 2021 21:28
          А "Люгера" Леонида Ильича небыло?
          Изготовлен в 1972 фирмой "Маузер" в калибре 7,65.
        4. +3
          2 ноября 2021 21:30
          А, где советский???
          Не только закупали, но и пытались сами делать (300 штук).
  6. +3
    2 ноября 2021 19:08
    Спасибо, прочитал с интересом.
  7. +10
    2 ноября 2021 19:12
    В начале ХХ века на базе пистолета Люгера было выпущено несколько карабинов, причем один Люгер даже подарил Х. Максиму!

    Думаю, Вячеслав Олегович, с цевьём он смотрится как-то..покарабинестей))
    Максиму, кстати, подарили именно такой)
  8. +6
    2 ноября 2021 19:20
    Спасибо и автору и комментаторам! Очень интересно good
  9. +7
    2 ноября 2021 19:29
    Известно, что их под патрон .45 калибра было выпущено 5 штук.

    И тут же сразу
    А за всю историю производства пистолетов Люгера, под патрон .45 АСР было собрано два (по некоторым данным три) пистолета.

    Или про пять лишнее, или нужна дополнительная информация.
    1. +5
      2 ноября 2021 19:57
      Цитата: Undecim
      Или про пять лишнее, или нужна дополнительная информация.

      Будет. Ищется сейчас...
  10. +7
    2 ноября 2021 19:48
    Спасибо, Вячеслав Олегович.
    Радуюсь, как ребёнок))
    1. +5
      2 ноября 2021 20:09
      Осторожнее, в сериале эта история плохо кончилась! request
    2. +7
      2 ноября 2021 20:30
      Возьмите лучше этот...спокойнее будет !
      1. +7
        2 ноября 2021 22:03
        Цитата: Nikolaevich I
        Возьмите лучше этот...спокойнее будет !

  11. +12
    2 ноября 2021 20:03
    Среди основных американских импортеров и дистрибьюторов этих пистолетов были компании «Аберкромби Фитч» и «Стогер», причем последняя даже зарегистрировала на свое имя торговую марку «Luger». Он очень быстро стал популярным (уступая лишь пистолетам фирмы «Кольт») коммерческим продуктом на американском гражданском рынке, так что вплоть до середины и конца 1930-х годов его продавали и импортировали в США в огромных количествах.

    Про "огромные количества" - это явный перебор чей-то. В этом легко убедиться двумя способами. Первый - открыть американские оружейные сайты и посмотреть, сколько стоит "American Eagle" (именно так из за орла на патроннике назывались "люгеры", поступавшие на американский коммерческий рынок).
    Второй еще проще. Открываем вот эту книгу.

    Это классический каталог специально для коллекционеров "люгеров". В нем "все ходы посчитаны", то есть учтены все "American Eagle".
    1900 AMERICAN EAGLE COMMERCIAL - от 6000 до 8000.
    1902 AMERICAN EAGLE - 600-700.
    1906 AMERICAN EAGLE - 3000 калибром 9 мм и 8000 калибром 7,65 мм.
    1906 AMERICAN EAGLE SAFETY MARKED - 10 000
    1923 STOEGER AMERICAN EAGLE - 1000.
    1923 STOEGER SAFE & LOADED - 1000.
    MAUSER STOEGER ("люгеры" производившиеся "Маузером") - 500.
    Итого по максимуму - 32 000 за все время. Есть более оптимистические оценки, но ни одна не превышает 40 000. Потому и стартовая цена "American Eagle" в хорошем состоянии доходит до 8000 долларов.
  12. +4
    2 ноября 2021 20:57
    Хотя бы одна статья Шпаковского не заканчивается фразой «Продолжение следует…»? И сколько реально было продолжений? Вот же, прохиндей (это комплимент, если что).
  13. +6
    2 ноября 2021 22:51
    . Эти пистолеты до сих пор на вооружении. На фото контрольный отстрел "Морской версии"
  14. +1
    3 ноября 2021 07:46
    Камрады, вчера не было Вооружение и я"промухал". Сейчас читаю
  15. -1
    3 ноября 2021 18:01
    "В итоге в 1904 году были проведены тесты Томпсона – Лагарда для определения оптимального калибра пистолета. На скотном дворе в Чикаго из самых различных пистолетов стреляли по крупному рогатому скоту и лошадям. Стреляли и по подвешенным человеческим трупам и тщательно изучали последствия попаданий.
    В результате был сделан вывод, что калибр пистолета должен быть как минимум .45 дюйма." - за одно упоминание комиссии Томпсона- ЛаГарда надо бы еще лайк поставить.
    Ссылка на наиболее полный отчет (Люгеры, кстати, еще и не очень работали...):
    https://unblinkingeye.com/Guns/TLGR/tlgr.html
    "Вышеупомянутые эксперименты на трупах и полученные на их основе скиографические свидетельства показывают, что эффективность оружия пистолетного или револьверного класса увеличивается с калибром, а не со скоростью. ....
    Как уже говорилось, убойная сила и ударные эффекты увеличивались с увеличением площади сечения используемых пуль."
  16. +1
    4 ноября 2021 22:10
    Самый красивый из пистолетов!
  17. +1
    6 ноября 2021 23:43
    "Шведские добровольцы финской армии с парабеллумами, причем тот, что слева, вооружен пистолетом-пулеметом ППД-34"
    1. В Финской армии на вооружении стоял свой пистолет "Лахти" L-35 конструктивно оригинальная конструкция, но вот внешне... почти копия Парабеллума.
    2. на фото два финских ПП "Суоми", разница в магазинах -- рожковый и дисковый, кстати именно появление у финов "Суоми" и послужило поводом к разработке ППД.
    ну и калибр -- у финов 9х19 армейский стандарт, всё остальное: или с "прошлых" времён, или личняк.
  18. 0
    6 ноября 2021 23:53
    Цитата: Undecim
    Известно, что их под патрон .45 калибра было выпущено 5 штук.

    И тут же сразу
    А за всю историю производства пистолетов Люгера, под патрон .45 АСР было собрано два (по некоторым данным три) пистолета.

    Или про пять лишнее, или нужна дополнительная информация.

    Два парабеллума в калибре .45ACP было изготовлено специально для конкурсных испытаний, один "убили" на испытаниях в хлам, второй не вылезает из рук американских коллекционеров, цена сейчас уже семизначная в "вечнозелёных рублях"
  19. +1
    7 ноября 2021 00:02
    В настоящее время выпускается какой-то небольшой итальянской фирмой -- smile внимание!, как парное оружие к охотничьему карабину, название не помню, но комплект такой на выставке лет пять назад видел... качество изтовления и доводки там конечно "УХ!!!", но и цена "ОХ..."