Галерея оружия от К до L

26
Галерея оружия от К до L


Сынок отважного бойца,
Малютка милый, шаловливый,
Не тронь оружие отца:
Оно опасно, хоть красиво.
Сергей Дуров «Оружие (Ребенку)» 1859 г.

Малоизвестные револьверы и пистолеты. Мы продолжаем наше путешествие в мир малоизвестного оружия, причем для начала познакомимся с оружием бельгийским по фотографиям Аллена Добресса.



Ну так уж получилось, что в Бельгии его кто только не выпускал. В Льеже существовали целые улицы оружейников. Причем кто-то специализировался только на замках, другие делали только стволы, третьи – только фурнитуру к пистолетам, а четвертые занимались резьбой, причем украшали лишь охотничьи ружья. Были мастера-рукояточники и плакировщики, покрывавшие изделия никелем, серебром, а то даже и золотом, наконец, отдельные мастера шили кобуры.

То есть большого ума, чтобы стать оружейным фабрикантом, льежцам даже не требовалось. Достаточно было небольшого помещения под мастерскую и лавки для продажи – и ты становился оружейником.

А дальше ты шел к ствольщикам и заказывал стволы определенной длины и калибра. У мастеров-механиков заказывал под этот калибр барабан и прочую механику, у кузнецов можно было заказать рамку под размер и посадочные отверстия, ну а рукояточник мог сделать вам обкладки на рукоятку из перламутра, черного дерева или кости с местной скотобойни, отделанной «под слона».

Потом вам осталось нанять мастера-сборщика, который бы все эти детали бы собрал воедино, подогнал, чуть подпилил – вот и все, можно продавать! А уж вносить что-то новое или нет – это сугубо было бы ваше дело. Тут главное хорошо разбираться в патентном праве и знать, когда какой патент закончит своё действие. После чего можно было смело копировать его решения и даже, несколько изменив, патентовать уже как своё «оригинальное» решение.

Так что не надо удивляться тому поистине огромному выбору, который предлагался всему миру оружейниками Льежа. Вот и в нашем путешествии мы не будем рассматривать охотничьи ружья – а их столько, что голова кружится, а также револьверы – стопроцентные копии и однозарядные пистолеты для развлекательной или спортивной стрельбы. Только оружие хоть в чем-то оригинальное и только короткоствольное, в том числе и отличающееся только своей красотой.

И даже при таком строгом отборе образцов на этот раз получилось очень много. Ну, а типология у нас включает как капсюльные, так и патронные системы, начиная с середины XIX и заканчивая 30–40 годами XX века, то есть до оккупации Бельгии Германией.

И начнем мы наше путешествие с буквы «К» и револьвера Михаэля Кауфмана, центрального боя, неустановленного калибра, скорее всего, .455, на который он сумел получить патент.

Чем он интересен?

Да, пожалуй, только тем, что довольно сильно похож на… наган!


Револьвер Кауфмана.


Револьвер «бульдог» Эдуарда Кеттнера из Льежа, выпустившего его в 1892 году! Интересно, что он являлся основателем торгового дома Kettner, действующего до сих пор! На свой «бульдог» он добавил предохранитель (рычажок справа), а скобу спускового крючка убрал и так получил нечто новое, что можно было рекламировать как более безопасный в обращении револьвер.

Альфред и Франсуа Кинапены выпускали револьверы центрального боя с открытой рамкой. На его правой стороне имеется г-образная клавиша, которая при повороте вперед перемещает ствол и барабан вперед, освобождая таким образом последний для заряжания/разрядки! Под стволом установлена небольшая металлическая планка, сопровождающая и поддерживающая барабан при открывании.

Оружие имеет следующую маркировку: ЛИТАЯ СТАЛЬ, и она часто использовалась при производстве оружия в Льеже как показатель его качества, хотя написать на стволе можно ведь все что угодно!


Револьвер Альфреда и Франсуа Кинапенов. Винтажная конструкция, не так ли?


Вы только посмотрите на его отделку!


Особенно хороша была гравировка барабана.


А вот это шестизарядный револьвер Альфреда и Франсуа Кинапенов с открытой рамкой калибра 7 мм. Механизм управления барабаном все тот же. Но другая рукоятка. Костяная! Выпущен револьвер в 1872 году.

Револьвер системы Жака Лакруа имел откидной барабан оригинальной конструкции. Револьвер шестизарядный, калибра .450, двойного действия. Особенность системы Лакруа заключается в том, что ось барабана заканчивалась рычагом. Взявшись за него, барабан стрелок выдвигал вправо, чем обеспечивался доступ к его каморам для перезарядки.

По данным архива Льежского музея оружия, он был изготовлен в 1872 году. Интересно, что револьвер ни разу не проходил испытания и не имеет никакой маркировки (цифр, номеров, клейм).

Заявка на патент на «револьверную систему с применением устройства для извлечения патронов центрального огня» была подана конструктором в 1873 году. Второй дополнительный патент, касающийся «модификаций, внесенных в револьверную систему, запатентованную 19 апреля 1873 года», был подан 12 июля 1873 года. Интересно, что в период с 1873 по 1877 год Жак Лакруа подал три патента, постепенно улучшая свою конструкцию револьвера с откидным барабаном.


Револьвер Лакруа. Вид справа.


Тот же револьвер. Вид слева.


Револьвер Лакруа. С выдвинутым из рамки барабаном.

А ещё Лакруа выпускал оригинальные карманные пистолеты, которые одновременно служили ножом и вилкой.


Вот один из таких стреляющих «сувениров». Пистолет, к которому крепятся карманный раскладной нож и вилка.


Этот же пистолет в собранном виде.


Револьвер Уильяма Гра, тоже с барабаном, откидывающимся вправо, как и у нагана модели 1910 года. Работал в Льеже, где получил пять патентов.

Кто говорит, что оружие не подвержено моде?

Ещё как подвержено, точно так же, как муфты, перчатки, юбки, турнюры и все остальное. Например, бельгийские оружейники Ламбен и Тит выпускали очень модные в Черногории револьверы «Монтенегро» системы Куне с двумя рычагами разъема рамки и экстрактором системы «Смит и Вессон». Барабан на пять патронов Гассера, калибра 11-мм, но могли быть и 11,2-мм и .44 черногорский.


Вот он этот револьвер, да к тому же ещё и с костяной рукояткой!

Винтовка системы Реминтона модели 1868 года, выпускалась не только в США, но и в Бельгии предприятием Шарля Николя Лардинуа. Крановый затвор к нему изобрел американец по имени Леопольд Гейгер в 1863 году, усовершенствовал другой американец по имени Джозеф Райдер, выпускался в Америке оружейной компанией Э. Ремингтона в 1867–1868 гг.

Делали эти винтовки в Льеже по контракту с компанией Ремингтона. И, конечно, мимо такого оригинального оружия пройти невозможно!


Винтовка со штыком производства Шарля Николя Лардинуа.

Ещё один малоизвестный оружейник (и столь же малоизвестный револьвер, который, однако, выпускался и продавался) – Лароз Жан-Франсуа, по профессии слесарь, работавший в Льеже, на улице Сен-Северин № 26 с 1859 года. Подал три патента на револьверную систему с центральным ударным механизмом. Представленный на фотографиях револьвер является предметом патента, поданного 7 июня 1870 года под № 27706.


Глядя на фотографию, трудно сказать, что в этом револьвере такого уж нового и необычайного, но, видимо, что-то «такое» в нем было, раз Ларозу дали на него патент!


Жаль, что на этой фотографии плохо видны мелкие детали.


Револьвер компании «Братья Лебо».

Револьвер центрального боя, с закрытой рамкой, выпускавшейся предприятием братьев Жюля и Густава Лебо. Шестизарядный барабан гладкий, заряжается через «дверцу Абади». На восьмигранном стволе установлена мушка в форме полумесяца. Пластины из орехового дерева гладкие и удерживаются на месте винтом и двумя крылатыми розетками. Рукоятка заканчивается кольцом, закрепленным на поворотном винте.

Время изготовления: между 1877 и 1893 годами. В нашу галерею попал исключительно из-за того, что, опять-таки, похож на наган. Только большого размера.


Этот же револьвер для сравнения показан рядом с револьвером «Смит и Вессон» третьей модели.


А вот этот револьвер тоже конструкции Лебо, но под мелкашечный патрон Флобера калибра 6-мм! Но зато он имел 12-зарядный магазин и нарезной ствол длиной целых 20 см. Из револьвера такой конструкции можно было запросто стрелять у себя дома, вот только вонь от патронов Флобера была очень уж сильной!


Шпилечный револьвер льежского оружейника Пьера Антуана Лорона. Военная модель калибра 12 мм. Вот таким образом он раздвигался рычагом, расположенным слева, для перезарядки.


Этот же револьвер. Вид справа.


Одна из разновидностей этого же револьвера, но с откидным спусковым крючком. То есть револьвер продавался и ради удовлетворения спроса выпускался даже в различном конструктивном оформлении.


Револьвер, созданный на основе конструкции Лефоше. Является анонимной льежской копией, о чем свидетельствует единственное клеймо Льежа, датируемое 1877 годом. Возможно, что его изготовитель – компания «Ловинфосс-Харди Франсуа и Филс» или «Франкен и Луненшлосс», также из Льежа.

В общем, копировали льежцы друг у друга все подряд!

Обратите внимание, что, в отличие от американских, практически все европейские револьверы были двойного действия. О чем свидетельствуют их характерные спусковые крючки.

Продолжение следует…
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    13 января 2024 05:51
    Статья, как всегда интересна и познавательна, за что автору спасибо. Револьвер системы Жака Лакруа интересен тем, что уже в 1872 г была примерена система откидного барабана, которая по каким-то причинам не получила распространения в то время хотя была оригинальной и облегчала перезаряжание револьвера. Наверное потому, что еще не додумались до спидлоадера.
  2. +2
    13 января 2024 05:54
    Спасибо за материал!

    Любопытно, что некоторые экспонаты имеют вид регулярно использующегося(использовавшегося) инструмента. Ну как у слесаря в инструментальном ящике есть, скажем, пассатижи, которые каждый день не по разу применяются. Т.к. вещь это простая, недорогая, то намывать ее до блеска каждый вечер никто не заморачивается, но из-за регулярного применения местами она блестит, а местами имеет следы эксплуатации.
    Видимо такое состояние оставлено специально, чтобы было видно, что вещь настоящая, рабочая(в смысле действующая/действовавшая), не сувенир и не игрушка.
    1. +7
      13 января 2024 06:42
      Цитата: VicktorVR
      VicktorVR
      (Виктор)

      Это Вы здорово подметили. Ну, многие образцы здесь из Льежского музея оружия, куда попали, конечно, после долгого использования. Да и другие... из частных коллекций. Так что если из них и не частно стреляли, то уж руками хватали изрядно.
      1. +2
        13 января 2024 07:15
        Изыски описания в патентах еще та заморочка.
        Из сиатьи:
        Заявка на патент на «револьверную систему с применением устройства для извлечения патронов центрального огня»

        В нашей оружейной школе сложилось название «центрального боя».
        За статью спасибо!
        1. +5
          13 января 2024 08:49
          Цитата: Коте пане Коханка
          Изыски описания в патентах еще та заморочка.
          Из сиатьи:
          Заявка на патент на «револьверную систему с применением устройства для извлечения патронов центрального огня»

          В нашей оружейной школе сложилось название «центрального боя».
          За статью спасибо!

          Владислав! Я знаю, и в тексте это есть. Но тут переводная фраза в кавычках. Показать их термины и фразеологию. Опять начинается "поиск блох"...
          1. 0
            13 января 2024 15:00
            Вячеслав, я Вас не критикую, а как раз обращаю на перлы в патентных документах. Иногда описания Изобретателей далеки от самих изобретений!!!
            1. +3
              13 января 2024 19:05
              Цитата: Коте пане Коханка
              а как раз обращаю на перлы в патентных документах.

              Я так и понял. Просто немного пояснил, для любителей "ловли блок" и шакалов Табаки. Вы-то к ним не относитесь, понятно.
  3. +2
    13 января 2024 09:29
    Вячеслав hi спасибо вам за ваши статьи,не всегда хватает времени их прочесть сразу же по публикации,но потом в обязательном порядке я их с удовольствием для себя читаю!Интересно пишите,да и тема сама по себе тоже очень интересная!!! hi
    1. +4
      13 января 2024 09:44
      Цитата: Бережливый
      очень интересная

      Рад, что Вам понравилось. Будет продолжение по бельгийцам, о потом и по странам Европы.
      1. +3
        13 января 2024 11:29
        Добрый день, Вячеслав, мне тоже понравилось. good
        Красивая и информативная статья на интересную тему.

        У Вас тут есть, скорее всего, опечатка:
        А вот этот револьвер тоже конструкции Лебо, но под мелкашечный патрон Флобера калибра 6-мм! Но зато он имел 12-зарядный магазин

        Всё-таки это револьвер, а у револьверов БАРАБАН, а не магазин.
        1. +3
          13 января 2024 19:07
          Цитата: Морской Кот
          Всё-таки это револьвер, а у револьверов БАРАБАН, а не магазин.

          Конечно так. Просто устал наверное. У меня жесткий график: два материала в день. Если тот, что на ВО пишется вечером, в нем больше погрешностей, чем в том что пишется утром. Но все "вовские" материалы я утром писать не могу.
  4. +4
    13 января 2024 09:39
    Чем он интересен?

    Да, пожалуй, только тем, что довольно сильно похож на… наган!

    Он, в первую очередь, интересен конструктором и конструкцией! Майкл Кауфман разработал конструкцию узла запрания рамки револьвера, которая была запатентована фирмой P. Webley & Son и применялась в таких известных моделях, как Webley Kaufmann pattern revolver и разработанный на его основе Webley’s Government Patent Revolver.
    1. +5
      13 января 2024 09:46
      Цитата: Dekabrist
      Webley’s Government Patent Revolver

      Очень интересно. Не знал этого. Спасибо!
  5. BAI
    +2
    13 января 2024 10:01
    Еще со времен Пушкина:
    Стволы Лепажа роковые
    И Кюхельбеккера граненые стволы
  6. +4
    13 января 2024 10:28
    Револьвер «бульдог» Эдуарда Кеттнера из Льежа, выпустившего его в 1892 году! Интересно, что он являлся основателем торгового дома Kettner, действующего до сих пор! На свой «бульдог» он добавил предохранитель (рычажок справа), а скобу спускового крючка убрал и так получил нечто новое, что можно было рекламировать как более безопасный в обращении револьвер.

    Аллен Добрес фантазирует.
    Создатель этого револьвера к представителю известной в Германии с XVII века семьи немецких оружейников Кеттнеров, основателю компании Eduard Kettner GmbH, никакого отношения не имеет, кроме общей фамилии.
    Такими поделками немецкие Кеттнеры никогда не занимались, они производили высококласное охотничье оружие.
    Историю можно почитать тут.
    https://www.germanhuntingguns.com/archives/kettner-eduard-franz/
    1. +4
      13 января 2024 10:46
      Цитата: Dekabrist
      кроме общей фамилии.

      Да, общие фамилии часто вводят в заблуждение. Например, меня часто путают со Шпаковским написавшим какой-то словарь. Были и ещё подобные совпадения: "А вы не тот...?" "Не тот!"
      1. +2
        13 января 2024 13:42
        Например, меня часто путают со Шпаковским написавшим какой-то словарь.

        Он много словарей написал. Англо-русских т русско-английских. Например "Англо-русский словарь для каждого".
        1. +2
          13 января 2024 13:52
          Вот-вот, именно этот самый.
  7. +6
    13 января 2024 17:00
    ЛИТАЯ СТАЛЬ, и она часто использовалась при производстве оружия в Льеже как показатель его качества

    Очевидно, имеется в виду тигельная сталь. По тому времени это и впрямь очень круто.
    1. +3
      13 января 2024 19:08
      Цитата: Старший матрос
      тигельная сталь

      Вот тут я полный профан. Поэтому написал так, как перевел.
      1. +6
        13 января 2024 20:25
        Поэтому написал так, как перевел.

        Написано - CRUCIBLE CAST STEEL. Если переводить дословно - тигельная литая сталь.
        1. +4
          13 января 2024 20:28
          Цитата: Dekabrist
          тигельная литая сталь.

          Побоялся. Подумал "масло масляное".
          1. +5
            13 января 2024 20:34
            Побоялся. Подумал "масло масляное".

            В специальной литературе обычно пишут crucible steel - тигельная сталь.
    2. +5
      13 января 2024 21:04
      Во Франции, Швейцарии и Бельгии тигельная сталь называлась ACIER FONDU. Дословный перевод - литая сталь.
  8. +2
    14 января 2024 01:02
    В7привет из Аргентины.
    Этот револьвер хорошо в руке "лежит".
    Попробую заказать патроны. Есть тут умельцы.
  9. 0
    14 января 2024 20:15
    Спасибо за статью, но хотелось бы посоветовать автору иллюстрации, расположенной перед снимком винтовки : располагать протяжённый источник света не поперёк оси ствола и барабана, а вдоль. Тогда они не будут казаться плоскими. Со всем уважением.
    А дальше ты шел к ствольщикам и заказывал стволы определенной длины и калибра. У мастеров-механиков заказывал под этот калибр барабан и прочую механику, у кузнецов можно было заказать рамку под размер и посадочные отверстия, ну а рукояточник мог сделать вам обкладки на рукоятку из перламутра, черного дерева или кости с местной скотобойни, отделанной «под слона».
    Потом вам осталось нанять мастера-сборщика, который бы все эти детали бы собрал воедино, подогнал, чуть подпилил – вот и все, можно продавать!

    Мне такая схема кажется очень упрощённой. При том уровне производства, заказ деталей под размер и последующая сборка вряд ли могли дать работоспособное , надёжное оружие.
    Скорее всего заказывалась ключевая деталь (например - ствол) а потом передавалась производителю рамок, он подгонял к каждому стволу рамку, и после этого передавал производителю барабанов, который в свою очередь делал барабан под каждое сочетание ствола и рамки. И так далее , по цепочке, заканчивающейся отделочником или гравёром.
    Надеюсь , что автор эти соображения не сочтёт за ловлю блох ).